Что умеют малыши?От рождения до года.

Дата: 22.01.2016

Малыш растет и меняется .Что он умеет? А что умеют его сверсники? Так ли все происходит как написано в  умных книгах? Эти вопросы волнуют многих,если б не сказать почти всех родителей. Что бы было легче сориентироватья в том,что и в каком возрасте умеют делать  детки мы и составили такую список — статью.

10 дней

Зрительная реакция:

Ступенчатое слежение за движущимся предметом.

Кратковременная фиксация взора на лице матери, ярком, блестящем предмете.

Слуховая реакция:

Вздрагивает, моргает при резком звуке. «Замирает» и прислушивается к голосу.

Движения общие:

Спонтанные движения, связанные с внешними звуками,

жаждой, насыщением. Потягивается, зевает.

Имеются обхватывающие движения.

10-18 дней

Зрительная реакция:

Смотрит на неподвижный предмет (лицо взрослого).

Слуховая реакция:

Успокаивается при сильном звуке (затихает).

Движения общие:

Спонтанная двигательная активность на звук

и манипуляции с ребенком; удерживает палец матери ручкой.

Ребенок — чихает, зевает, сморщивает личико

при резких звуках, запахах, боли.

1-й месяц

Зрительная реакция:

Новорожденный умеет видеть тени, контуры, ловить взгляд.

Появляется непродолжительное плавное

слежение за движущимся предметом.

Слуховая реакция:

Прислушивается к бытовым звукам, голосу.

Эмоциональная реакция:

Первая улыбка в ответ на разговор взрослого,

гримасы при боли, ветре, на яркий свет, резкий запах, вкус.

Еще спит большую часть дня.

Движения общие:

Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову;

движения руками и ногами становятся симметричными;

еще выражен тонус мышц-сгибателей,

хватательный рефлекс, кисти рук сжаты.

2-й месяц

Зрительная реакция:

Длительно смотрит на лицо взрослого

или крупный неподвижный предмет.

Длительно следит за медленно движущейся

игрушкой или взрослым (до 1 метра).

Слуховая реакция:

Ищущие повороты головы при длительном звуке.

Эмоционально-положительная реакция:

Быстро отвечает улыбкой наразговор с ним взрослого.

По-разному плачет от голода, неудобства или перевозбуждения.

Движения общие:

Лежа на животе поднимает и непродолжительное время

удерживает голову (до 1 минуты).

Начинает сознательно хватать предметы

и дольше бодрствует.

Может также дольше спать ночью не пробуждаясь.

Голосовые реакции (активная речь):

Произносит отдельные звуки.

3-й месяц

Зрительная реакция:

В вертикальном положении (на руках у взрослого)

смотрит на лицо говорящего с ним взрослого,

на игрушку.

«Ищет» говорящее лицо.

Слуховая реакция:

Способен воспринимать тихие звуки.

Успокаивается на мелодичное, ритмичное пение мамы.

Эмоционально-положительная реакция:

Комплекс оживления в ответ на разговор с ним

проявляет радость улыбкой, оживленными движениями

рук и ног — «всем телом», звуками.

Реже плачет и лучше спит по ночам.

Голосовые реакции:

Ребенок начинает ворковать.

Движения общие:

Случайно наталкивается руками на игрушки,

низко висящие над грудью (на высоте до 10 — 15 см).

Кисти рук открыты. Ощупывает собственные ладошки или предметы.

Иногда захватывает и удерживает игрушку.

Умеет лежать на животе 2-3 минуты,

опираясь на предплечья и высоко подняв голову.

При поддержке за подмышки упирается ногами,

выпрямленными в коленном суставе.

На руках у взрослого удеривает

в вертикальном положении до 2-х минут.

4-й месяц

Зрительная реакция:

Узнает мать или близкого человека (радуется).

Рассматривает себя в зеркале.

Четче видит и наслаждается яркими красками.

Слуховая реакция:

Находит глазами невидимый источник звука

(звонящий телефон, дверной звонок, радио).

Эмоционально-положительая реакция:

Ребенок становится более активным и игривым.

Громко смеется в ответ на речевое эмоциональное обращение,

узнает «знакомую» игрушку.

Движения общие:

Все приобретенные движения более ярко выражены.

Переворачивается со спины на живот.

Рассматривает, ощупывает и захватывает игрушку,

низко висящую над грудью.

Во время еды иногда играет и «экспериментирует».

Придерживает руками грудь матери или бутылочку.

Голосовые раекции:

Длительно гулит, «гукает»;

возникают ответные вокализации на голос матери, близких.

5-й месяц

Зрительная реакция:

Отличает близких людей от чужих по внешнему виду

(по-разному реагирует на знакомого и незнакомого взрослого).

Слуховая реакция:

Узнает голоса близких, различает интонацию

обращенной к нему речи: по-разному реагирует.

Движения общие:

Малыш четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.

Долго лежит на животе, подняв корпус,

опирается при этом на раскрытые ладони выпрямленных рук.

Лучше управляет мышцами спины и торса.

Способен балансировать своим телом

и подолгу сидеть, когда его посадят.

Начинает тянуться за предметами,

координируя движения глаз и рук.

Кушает с ложки.

Голосовые реакции:

Подолгу певуче гулит, громко смеется, реагирует на ласковые

и строгие интонации различными вокализациями.

6-й месяц

Слуховая реакция:

По-разному реагирует на чужое и свое имя.

Движения общие:

Ребенок уже хорошо сидит и садится с поддержкой,

предвигается переворачиваясь со спины на живот,

с живота на спину или немного подползая (вперед, назад, вбок).

Делает попытки ползать. Хорошо ест с ложки,

снимая пищу губами.

Активная речь:

Произносит отдельные слоги,

начинает лепетать,

складывая воедино целую серию звуков.

7-й месяц

Слуховая реакция:

На вопрос «Где?»

находит взглядом предмет

в определенном месте.

Движения общие:

Ребенок хорошо ползает

(много, быстро, в разных направлениях).

Умеет держать предмет двумя руками,

перекладывает игрушку из одной руки в другую,

стучит, размахивает, бросает (занимается по-разному).

Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Если родители достаточно смелы — пытается самостоятельно есть.

Режутся зубки, причем первым появляется один из нижних передних резцов.

Активная речь:

Подолгу лепечет (повторно произносит одни и те же звуки).

Может начать говорить такие простые,

но важные слова, как «мама» и «папа»,

но еще не совсем осознанно.

8-й месяц

Слуховая реакция:

На вопрос «Где?» находит несколько предметов,

находящихся на постоянных местах.

По просьбе (слову) взрослого выполняет

выученные ранее действия (без показа),

например: «ладушки», «дай ручку» и др.

Движения общие:

Ребенок самостоятельно садится, сидит и ложится.

Начинает подтягиваться, чтобы встать, пользуясь опорой.

Малыш становится настолько любознательным и подвижным,

что поблизости от него нельзя оставлять

опасные предметы, которые он может потянуть в рот.

У родителей может возникнуть ностальгия по временам,

когда ребенок был счастлив сидеть на руках у родителей сутками.

Держит и ест корочку хлеба. Игрушками занимается долго и разнообразно.

Подражает действиям взрослых с игрушками

(катает, стучит, вынимает и прочее).

Активная речь:

Громко, четко и повторно произносит

разные слоги, имитирует звуки.

Точно называет маму — «мамой», папу — «папой».

9-й месяц

Слуховая реакция:

Малыш начинает понимать простые слова и фразы,

выполняет плясовые движения под плясовую мелодию

(если дома слушают музыку и поют с ним).

«Речь» ребенка становится более эмоциональной.

На вопрос «Где?» находит несколько предметов в разных местах.

Хорошо ориентируется в комнате. Знает свое имя.

Движения общие:

Ребенок проворно ползает.

Малыш может стоять и держаться за опору одной рукой,

переступает, держась за опору (боком),

переходит от предмета к предмету,

слегка придерживаясь за них.

Действует с предметами, в зависимости от свойств

(катает, открывает, гремит и прочее).

Активная речь:

Повторяет за взрослым слоги, имеющиеся в его лепете.

10-й месяц

Слуховая реакция:

Начинает связывать слова с жестами,

по просьбе «Дай» находит реди других игрушек

и дает знакомые предметы. Различает звуки 1-2 животных, мамин голос.

Движения общие:

Ребенок начинает ходить, держась за обе Ваши руки.

Самостоятельно по просьбе взрослого выполняет действия:

открывает, закрывает, вынимает,

вкладывает и прочее (матрешку, коробку).

Спокойно относится к высаживанию на горшок,

сидит на горшке с результатом.

Активная речь:

Подражает взрослому, повторяет за ним

новые слоги, которых нет в его лепете.

Снова, и снова повторяет одно и то же слово

или один и тот же звук.

11-й месяц

Слуховая реакция:

Первые обобщения в понимаемой речи

(по посьбе находит любой мяч, любую куклу, все машины,

везде находит пуговицы, лампу и прочее).

Знает игры «Ладушки», «Сорока».

Выполняет по слову взрослого новые действия:

накладывает кубики один на другой,

снимает и одевает кольца с большими

отверстиями на стержень и т.д.

Движения общие:

Ребенок учится вставать из сидячего положения.

Стоит самостоятельно без опоры.

Встав, малыш умеет поворачиваться налево и направо.

Может присесть на корточки, чтобы взять что-нибудь с пола.

Начинает уверенно контролировать

движение руки с ложкой ко рту.

Активная речь:

Лепет малыша содержит несколько понятных слов.

Произносит первые слова-обозначения

(например: «дай», «на», «ав», «па», «ба» И др.)

12-й месяц

Слуховая реакция:

Понимает название предметов, действий,

имена взрослых, выполняет простые поручения

(«принеси», «найди», «отдай тете», «положи на место» и др.).

Понимает слово «нельзя».

Движения общие:

Ребенок готов сделать первые шажки в своей жизни.

Умеет совмещать ходьбу с другими движениями,

например, махать руками

или нести какой-нибудь предмет.

Малыш может выкарабкаться

из своей кроватки или манежа.

Сам играет:

переносит действия, разученные с одним предметом,

на другой (всех водит, кормит, баюкает и пр.).

Сам берет чашку, держит и пьет.

При своевременном обучении различает

«холодно», «горячо», «больно» и т.д.

Активная речь:

Произносит 5-10 односложных слов

Новые статьи