Что умеют малыши?От рождения до года.
Дата: 22.01.2016
Малыш растет и меняется .Что он умеет? А что умеют его сверсники? Так ли все происходит как написано в умных книгах? Эти вопросы волнуют многих,если б не сказать почти всех родителей. Что бы было легче сориентироватья в том,что и в каком возрасте умеют делать детки мы и составили такую список — статью.
10 дней
Зрительная реакция:
Ступенчатое слежение за движущимся предметом.
Кратковременная фиксация взора на лице матери, ярком, блестящем предмете.
Слуховая реакция:
Вздрагивает, моргает при резком звуке. «Замирает» и прислушивается к голосу.
Движения общие:
Спонтанные движения, связанные с внешними звуками,
жаждой, насыщением. Потягивается, зевает.
Имеются обхватывающие движения.
10-18 дней
Зрительная реакция:
Смотрит на неподвижный предмет (лицо взрослого).
Слуховая реакция:
Успокаивается при сильном звуке (затихает).
Движения общие:
Спонтанная двигательная активность на звук
и манипуляции с ребенком; удерживает палец матери ручкой.
Ребенок — чихает, зевает, сморщивает личико
при резких звуках, запахах, боли.
1-й месяц
Зрительная реакция:
Новорожденный умеет видеть тени, контуры, ловить взгляд.
Появляется непродолжительное плавное
слежение за движущимся предметом.
Слуховая реакция:
Прислушивается к бытовым звукам, голосу.
Эмоциональная реакция:
Первая улыбка в ответ на разговор взрослого,
гримасы при боли, ветре, на яркий свет, резкий запах, вкус.
Еще спит большую часть дня.
Движения общие:
Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову;
движения руками и ногами становятся симметричными;
еще выражен тонус мышц-сгибателей,
хватательный рефлекс, кисти рук сжаты.
2-й месяц
Зрительная реакция:
Длительно смотрит на лицо взрослого
или крупный неподвижный предмет.
Длительно следит за медленно движущейся
игрушкой или взрослым (до 1 метра).
Слуховая реакция:
Ищущие повороты головы при длительном звуке.
Эмоционально-положительная реакция:
Быстро отвечает улыбкой наразговор с ним взрослого.
По-разному плачет от голода, неудобства или перевозбуждения.
Движения общие:
Лежа на животе поднимает и непродолжительное время
удерживает голову (до 1 минуты).
Начинает сознательно хватать предметы
и дольше бодрствует.
Может также дольше спать ночью не пробуждаясь.
Голосовые реакции (активная речь):
Произносит отдельные звуки.
3-й месяц
Зрительная реакция:
В вертикальном положении (на руках у взрослого)
смотрит на лицо говорящего с ним взрослого,
на игрушку.
«Ищет» говорящее лицо.
Слуховая реакция:
Способен воспринимать тихие звуки.
Успокаивается на мелодичное, ритмичное пение мамы.
Эмоционально-положительная реакция:
Комплекс оживления в ответ на разговор с ним
проявляет радость улыбкой, оживленными движениями
рук и ног — «всем телом», звуками.
Реже плачет и лучше спит по ночам.
Голосовые реакции:
Ребенок начинает ворковать.
Движения общие:
Случайно наталкивается руками на игрушки,
низко висящие над грудью (на высоте до 10 — 15 см).
Кисти рук открыты. Ощупывает собственные ладошки или предметы.
Иногда захватывает и удерживает игрушку.
Умеет лежать на животе 2-3 минуты,
опираясь на предплечья и высоко подняв голову.
При поддержке за подмышки упирается ногами,
выпрямленными в коленном суставе.
На руках у взрослого удеривает
в вертикальном положении до 2-х минут.
4-й месяц
Зрительная реакция:
Узнает мать или близкого человека (радуется).
Рассматривает себя в зеркале.
Четче видит и наслаждается яркими красками.
Слуховая реакция:
Находит глазами невидимый источник звука
(звонящий телефон, дверной звонок, радио).
Эмоционально-положительая реакция:
Ребенок становится более активным и игривым.
Громко смеется в ответ на речевое эмоциональное обращение,
узнает «знакомую» игрушку.
Движения общие:
Все приобретенные движения более ярко выражены.
Переворачивается со спины на живот.
Рассматривает, ощупывает и захватывает игрушку,
низко висящую над грудью.
Во время еды иногда играет и «экспериментирует».
Придерживает руками грудь матери или бутылочку.
Голосовые раекции:
Длительно гулит, «гукает»;
возникают ответные вокализации на голос матери, близких.
5-й месяц
Зрительная реакция:
Отличает близких людей от чужих по внешнему виду
(по-разному реагирует на знакомого и незнакомого взрослого).
Слуховая реакция:
Узнает голоса близких, различает интонацию
обращенной к нему речи: по-разному реагирует.
Движения общие:
Малыш четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.
Долго лежит на животе, подняв корпус,
опирается при этом на раскрытые ладони выпрямленных рук.
Лучше управляет мышцами спины и торса.
Способен балансировать своим телом
и подолгу сидеть, когда его посадят.
Начинает тянуться за предметами,
координируя движения глаз и рук.
Кушает с ложки.
Голосовые реакции:
Подолгу певуче гулит, громко смеется, реагирует на ласковые
и строгие интонации различными вокализациями.
6-й месяц
Слуховая реакция:
По-разному реагирует на чужое и свое имя.
Движения общие:
Ребенок уже хорошо сидит и садится с поддержкой,
предвигается переворачиваясь со спины на живот,
с живота на спину или немного подползая (вперед, назад, вбок).
Делает попытки ползать. Хорошо ест с ложки,
снимая пищу губами.
Активная речь:
Произносит отдельные слоги,
начинает лепетать,
складывая воедино целую серию звуков.
7-й месяц
Слуховая реакция:
На вопрос «Где?»
находит взглядом предмет
в определенном месте.
Движения общие:
Ребенок хорошо ползает
(много, быстро, в разных направлениях).
Умеет держать предмет двумя руками,
перекладывает игрушку из одной руки в другую,
стучит, размахивает, бросает (занимается по-разному).
Пьет из чашки, которую держит взрослый.
Если родители достаточно смелы — пытается самостоятельно есть.
Режутся зубки, причем первым появляется один из нижних передних резцов.
Активная речь:
Подолгу лепечет (повторно произносит одни и те же звуки).
Может начать говорить такие простые,
но важные слова, как «мама» и «папа»,
но еще не совсем осознанно.
8-й месяц
Слуховая реакция:
На вопрос «Где?» находит несколько предметов,
находящихся на постоянных местах.
По просьбе (слову) взрослого выполняет
выученные ранее действия (без показа),
например: «ладушки», «дай ручку» и др.
Движения общие:
Ребенок самостоятельно садится, сидит и ложится.
Начинает подтягиваться, чтобы встать, пользуясь опорой.
Малыш становится настолько любознательным и подвижным,
что поблизости от него нельзя оставлять
опасные предметы, которые он может потянуть в рот.
У родителей может возникнуть ностальгия по временам,
когда ребенок был счастлив сидеть на руках у родителей сутками.
Держит и ест корочку хлеба. Игрушками занимается долго и разнообразно.
Подражает действиям взрослых с игрушками
(катает, стучит, вынимает и прочее).
Активная речь:
Громко, четко и повторно произносит
разные слоги, имитирует звуки.
Точно называет маму — «мамой», папу — «папой».
9-й месяц
Слуховая реакция:
Малыш начинает понимать простые слова и фразы,
выполняет плясовые движения под плясовую мелодию
(если дома слушают музыку и поют с ним).
«Речь» ребенка становится более эмоциональной.
На вопрос «Где?» находит несколько предметов в разных местах.
Хорошо ориентируется в комнате. Знает свое имя.
Движения общие:
Ребенок проворно ползает.
Малыш может стоять и держаться за опору одной рукой,
переступает, держась за опору (боком),
переходит от предмета к предмету,
слегка придерживаясь за них.
Действует с предметами, в зависимости от свойств
(катает, открывает, гремит и прочее).
Активная речь:
Повторяет за взрослым слоги, имеющиеся в его лепете.
10-й месяц
Слуховая реакция:
Начинает связывать слова с жестами,
по просьбе «Дай» находит реди других игрушек
и дает знакомые предметы. Различает звуки 1-2 животных, мамин голос.
Движения общие:
Ребенок начинает ходить, держась за обе Ваши руки.
Самостоятельно по просьбе взрослого выполняет действия:
открывает, закрывает, вынимает,
вкладывает и прочее (матрешку, коробку).
Спокойно относится к высаживанию на горшок,
сидит на горшке с результатом.
Активная речь:
Подражает взрослому, повторяет за ним
новые слоги, которых нет в его лепете.
Снова, и снова повторяет одно и то же слово
или один и тот же звук.
11-й месяц
Слуховая реакция:
Первые обобщения в понимаемой речи
(по посьбе находит любой мяч, любую куклу, все машины,
везде находит пуговицы, лампу и прочее).
Знает игры «Ладушки», «Сорока».
Выполняет по слову взрослого новые действия:
накладывает кубики один на другой,
снимает и одевает кольца с большими
отверстиями на стержень и т.д.
Движения общие:
Ребенок учится вставать из сидячего положения.
Стоит самостоятельно без опоры.
Встав, малыш умеет поворачиваться налево и направо.
Может присесть на корточки, чтобы взять что-нибудь с пола.
Начинает уверенно контролировать
движение руки с ложкой ко рту.
Активная речь:
Лепет малыша содержит несколько понятных слов.
Произносит первые слова-обозначения
(например: «дай», «на», «ав», «па», «ба» И др.)
12-й месяц
Слуховая реакция:
Понимает название предметов, действий,
имена взрослых, выполняет простые поручения
(«принеси», «найди», «отдай тете», «положи на место» и др.).
Понимает слово «нельзя».
Движения общие:
Ребенок готов сделать первые шажки в своей жизни.
Умеет совмещать ходьбу с другими движениями,
например, махать руками
или нести какой-нибудь предмет.
Малыш может выкарабкаться
из своей кроватки или манежа.
Сам играет:
переносит действия, разученные с одним предметом,
на другой (всех водит, кормит, баюкает и пр.).
Сам берет чашку, держит и пьет.
При своевременном обучении различает
«холодно», «горячо», «больно» и т.д.
Активная речь:
Произносит 5-10 односложных слов