 |
Осень
|
Предварительная подготовка: собрать на прогулке опавшие листья и рассказать ребенку, с какого они дерева.
|
Игры:
"Что бывает осенью"
"Один - много"
"Какой предмет лишний"
|
 |
Весна
|
Предварительная подготовка: во время прогулки обратить внимание ребенка на весенние изменения в природе и пускать
вместе с ним по воде кораблики.
|
Игры: "Что бывает весной" "Какой предмет лишний" "Назови ласково"
"Разрезные картинки" (кораблик).
|
 |
Зима
|
Предварительная подготовка: на зимней прогулке расскажите ребенку о снеге, сосульках, опишите их свойства;
принесите снег и сосульки домой и понаблюдайте вместе с ребенком, как они тают.
|
Игры: "Что бывает зимой" "Какой предмет лишний" "Назови ласково"
"Собери фигуру" (снеговик из трех белых кружков, разных по величине; ребенок должен сравнить размер кружков).
|
 |
Праздник Новогодней Ёлки
|
Предварительная подготовка: рассмотреть вместе с ребенком елку; объяснить, что елка - это дерево, что у нее есть ствол, ветки, иголки;
спросить у ребенка, какого цвета ствол, а какого - иголки; затем украсить елку вместе с ребенком; объяснить малышу, что елочные игрушки бывают стеклянные, бумажные, пластмассовые;
задать вопросы ребенку о цвете игрушек.
|
Игры: "Один - много" "Назови ласково" "Что на елке, что под елкой":
игра на обучение правильному употреблению предлогов "на" и "под". "Собери фигуру" (ёлка из трех разных
по величине треугольников; ребенок должен сравнить размер треугольников).
|
 |
Лето
|
Предварительная подготовка: на летних прогулках обращайте внимание ребенка на то, какое все вокруг яркое;
рассказывайте ребенку, какие бывают цветы и растения; покажите ему летние ягоды и фрукты; спрашивайте у ребенка,
какого цвета и формы эта ягода, этот фрукт.
|
Игры: "Что бывает летом" "Один - много" "Какой предмет лишний"
"Назови ласково" "Игры с водой": покажите ребенку на примерах различие между глаголами "наливать", "выливать", "переливать",
"доливать", "лить".
|
 |
Овощи
|
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с овощами и фруктами, назовите их и опишите их свойства.
|
Игры: "Чудесный мешочек" (оба варианта) "Один - много" "Назови ласково"
"Загадки зайца" "Что пропустили" "Поваренок": попросите ребенка "приготовить" вам салат из овощей (ребенок должен выбрать нужные овощи и объяснить,
как он будет готовить это "угощение" / брать, мыть, чистить, резать, варить / ).
|
 |
Фрукты
|
Тема прорабатывается аналогично теме "Овощи".
|
 |
Игрушки
|
Игры: "Загадки Зайца" "Один - много" "Что убрали" "Назови ласково"
"Чудесный мешочек" (2 вариант) "Разрезные картинки" (матрешка) "Чего не хватает" (флажок без палочки, шарик без ниточки, машина без колеса).
|
 |
Одежда
|
Игры: "Назови ласково" "Один - много" "Чего не хватает" (пиджак без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без брючины)
"Кто во что одет": ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать ee ("У Маши - платье,
а у Пети - рубашка и брюки."); взрослый может помогать ему наводящими вопросами.
"Уложим куклу спать": ребенок должен раздеть куклу и уложить ее спать; взрослый комментирует действия ребенка
("Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула, потом снять маечку…"); затем ребенку нужно задать вопросы
типа "Что нужно снять сначала, что потом?". "Кукла проснулась": игра, противоположная предыдущей.
"Нарядим куклу": приготовить картонную куклу и набор бумажной одежды для нее; попросить ребенка одеть куклу для
разных ситуаций; взрослый комментирует действия ребенка ("Наденем кукле красное платье; у платья есть
рукава и карманы…"); затем ребенку нужно задать вопросы типа "Где у платья рукава, а где карманы…?").
|
 |
Чайная посуда
|
Игры: "Что убрали" "Один - много" "Разрезные картинки" (чашка, блюдце)
"К кукле пришли гости": взрослый объясняет, что к кукле пришли гости, и что надо накрыть на стол;
а ребенок выполняет поручения взрослого ("Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца…");
затем взрослый задает ребенку вопросы типа "Какого цвета блюдце, какого цвета чашка, что можно пить из чашки…?".
"Ложка и стакан": игра на обучение правильному употреблению предлогов "в", "за", "из"
(взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их, делая акценты на предлогах:
"Я положил ложку в стакан, я вынул ложку из стакана, я положил ложку за стакан…").
|
 |
Дом
|
Игры: "Назови ласково" "Один - много"
"Мой дом": на прогулке ознакомьте ребенка с частями дома (окно, стена, крыша, дверь, труба); определите,
высокий дом или низкий; затем загадайте ребенку загадку типа "Через какую часть дома люди заходят и выходят…?".
"Кошкин дом": игра на обучение правильному употреблению предлогов "в", "на", "из", "под"
(приготовьте игрушечный дом и кошку или их "картонные заменители"; расскажите ребенку, что в этом доме живет кошка;
покажите, как кошка вошла в дом, вышла из дома, села на крышу, забралась под крыльцо; затем попросите малыша проделать
те же действия и помогите ему при необходимости).
"Разноцветная улица": приготовьте картонные дома разных цветов и размеров и "постройте" вместе с ребенком
улицу, выкладывая картонные дома в ряд; при этом задавайте ребенку вопросы о цвете домов.
"Строитель": постройте с ребенком домик из конструктора; при этом комментируйте свои действия
("Сейчас мы поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу…"); задавайте ребенку вопросы типа "Что мы поставили
сейчас, какого цвета кубик…?"; можно усложнить игру, построив целый город).
|
 |
Мебель
|
Предварительная подготовка: показать ребенку кукольную мебель; определить, из чего она сделана; объяснить,
для чего предназначена.
|
Игры: "Один - много" "Назови ласково" "Спрячь мячик": игра на
обучение правильному употреблению предлогов "около", "на", "за", "под"
(ребенок должен выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул…").
"Мастер": ребенок по образцу взрослого строит из кубиков мебель для любимой игрушки; взрослый комментирует
действия ребенка ("Сейчас мы сделаем стул для куклы, мы будем строить стул из кирпичика и кубика…
Какого цвета кубик?").
|
 |
Человек
|
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с частями тела; расскажите, для чего они нужны,
что они делают (например: "Это глаза; они нужны для того, чтобы смотреть; глаза могут моргать, открываться,
закрываться, жмуриться… ").
|
Игры: "Один - много" (части тела) "Назови ласково" "Доктор": (предложите
ребенку поиграть в больного и доктора; сначала пусть доктором будет ребенок;
пожалуйтесь доктору, что у вас болит голова \ нога \ рука; "врач" должен осмотреть больного и полечить его;
затем "пациент" и "доктор" меняются ролями.
"Два и две": игра на обучение правильному употреблению числительных "два" и "две" (объясните ребенку
перед зеркалом, что у него два глаза; затем предложите малышу подумать, чего у него еще два; пусть ребенок
назовет эти части тела; исправьте ошибки ребенка, допущенные при подборе слов).
|
 |
Домашние животные
|
Предварительная подготовка: взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек;
описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет;
затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу (например: "Какого цвета шерсть у этой собачки, покажи
ее хвостик, где собачка живет?").
|
Игры: "Один - много" "Собери фигуру" (конура: квадрат, треугольник и кружок)
"Помоги маме найти своих детенышей": ребенку показывают изображение взрослого животного, и просят помочь
найти ему своих детенышей; ("Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их.");
ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки).
"Назови ласково" "Кто где спрятался": игра на обучение правильному употреблению предлогов (взрослый прячет игрушечное животное
под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает
вопрос: "Куда спряталась игрушка?" (под стол) "Правильно, собачка под столом"). "Кто как кричит": взрослый
воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч;
ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч. "Кто чем питается": показать ребенку картинку с изображением
животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать.
|
 |
Домашние птицы
|
 |
Дикие животные
|
Темы прорабатываются аналогично теме "Домашние животные".
|
 |
Насекомые
|
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с насекомыми; рассказать ему, как они называются;
объяснить, где у насекомого крылья, где лапки, где усики.
|
Игры: "Один - много" "Разрезные картинки"
"Кто улетел" (игра по принципу "Что убрали").
|
 |
Птицы
|
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с птицами; рассказать ему, как они называются;
объяснить, где у птиц крылья, где лапки, где клюв.
|
Игры: "Один - много" "Собери фигуру" (голубятня: квадрат и треугольник)
"Кто улетел" (игра по принципу "Что убрали").
|
 |
Транспорт
|
Предварительная подготовка: ознакомить ребенка с отличиями между легковыми и грузовыми машинами,
объяснить для чего они нужны; описать их цвет и форму; уточнить названия частей машины.
|
Игры: "Один - много" "Чудесный мешочек" (1 вариант)
"Где сейчас машина": игра на тренировку предлогов ("Стоит у гаража, едет по дороге, стоит под деревом…").
"Собери фигуру" (грузовик: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат).
|
|