 |
Осень
|
Предварительная подготовка: собрать на прогулке опавшие листья и рассказать ребенку, с какого они дерева. |
Игры:
«Что бывает осенью»
«Один — много»
«Какой предмет лишний» |
 |
Весна
|
Предварительная подготовка: во время прогулки обратить внимание ребенка на весенние изменения в природе и пускать вместе с ним по воде кораблики. |
Игры: «Что бывает весной» «Какой предмет лишний» «Назови ласково»
«Разрезные картинки» (кораблик). |
 |
Зима
|
Предварительная подготовка: на зимней прогулке расскажите ребенку о снеге, сосульках, опишите их свойства; принесите снег и сосульки домой и понаблюдайте вместе с ребенком, как они тают. |
Игры: «Что бывает зимой» «Какой предмет лишний» «Назови ласково»
«Собери фигуру» (снеговик из трех белых кружков, разных по величине; ребенок должен сравнить размер кружков). |
 |
Праздник Новогодней Ёлки
|
Предварительная подготовка: рассмотреть вместе с ребенком елку; объяснить, что елка — это дерево, что у нее есть ствол, ветки, иголки; спросить у ребенка, какого цвета ствол, а какого — иголки; затем украсить елку вместе с ребенком; объяснить малышу, что елочные игрушки бывают стеклянные, бумажные, пластмассовые; задать вопросы ребенку о цвете игрушек. |
Игры: «Один — много» «Назови ласково» «Что на елке, что под елкой»:
игра на обучение правильному употреблению предлогов «на» и «под». «Собери фигуру» (ёлка из трех разных по величине треугольников; ребенок должен сравнить размер треугольников). |
 |
Лето
|
Предварительная подготовка: на летних прогулках обращайте внимание ребенка на то, какое все вокруг яркое; рассказывайте ребенку, какие бывают цветы и растения; покажите ему летние ягоды и фрукты; спрашивайте у ребенка, какого цвета и формы эта ягода, этот фрукт. |
Игры: «Что бывает летом» «Один — много» «Какой предмет лишний»
«Назови ласково» «Игры с водой»: покажите ребенку на примерах различие между глаголами «наливать», «выливать», «переливать», «доливать», «лить». |
 |
Овощи
|
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с овощами и фруктами, назовите их и опишите их свойства. |
Игры: «Чудесный мешочек» (оба варианта) «Один — много» «Назови ласково»
«Загадки зайца» «Что пропустили» «Поваренок»: попросите ребенка «приготовить» вам салат из овощей (ребенок должен выбрать нужные овощи и объяснить, как он будет готовить это «угощение» / брать, мыть, чистить, резать, варить / ). |
 |
Фрукты
|
Тема прорабатывается аналогично теме «Овощи». |
 |
Игрушки
|
Игры: «Загадки Зайца» «Один — много» «Что убрали» «Назови ласково»
«Чудесный мешочек» (2 вариант) «Разрезные картинки» (матрешка) «Чего не хватает» (флажок без палочки, шарик без ниточки, машина без колеса). |
 |
Одежда
|
Игры: «Назови ласково» «Один — много» «Чего не хватает» (пиджак без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без брючины)
«Кто во что одет»: ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать ee («У Маши — платье, а у Пети — рубашка и брюки.»); взрослый может помогать ему наводящими вопросами. «Уложим куклу спать»: ребенок должен раздеть куклу и уложить ее спать; взрослый комментирует действия ребенка («Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула, потом снять маечку…»); затем ребенку нужно задать вопросы типа «Что нужно снять сначала, что потом?». «Кукла проснулась»: игра, противоположная предыдущей. «Нарядим куклу»: приготовить картонную куклу и набор бумажной одежды для нее; попросить ребенка одеть куклу для разных ситуаций; взрослый комментирует действия ребенка («Наденем кукле красное платье; у платья есть рукава и карманы…»); затем ребенку нужно задать вопросы типа «Где у платья рукава, а где карманы…?»). |
 |
Чайная посуда
|
Игры: «Что убрали» «Один — много» «Разрезные картинки» (чашка, блюдце)
«К кукле пришли гости»: взрослый объясняет, что к кукле пришли гости, и что надо накрыть на стол; а ребенок выполняет поручения взрослого («Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца…»); затем взрослый задает ребенку вопросы типа «Какого цвета блюдце, какого цвета чашка, что можно пить из чашки…?». «Ложка и стакан»: игра на обучение правильному употреблению предлогов «в», «за», «из» (взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их, делая акценты на предлогах: «Я положил ложку в стакан, я вынул ложку из стакана, я положил ложку за стакан…»). |
 |
Дом
|
Игры: «Назови ласково» «Один — много»
«Мой дом»: на прогулке ознакомьте ребенка с частями дома (окно, стена, крыша, дверь, труба); определите, высокий дом или низкий; затем загадайте ребенку загадку типа «Через какую часть дома люди заходят и выходят…?». «Кошкин дом»: игра на обучение правильному употреблению предлогов «в», «на», «из», «под» (приготовьте игрушечный дом и кошку или их «картонные заменители»; расскажите ребенку, что в этом доме живет кошка; покажите, как кошка вошла в дом, вышла из дома, села на крышу, забралась под крыльцо; затем попросите малыша проделать те же действия и помогите ему при необходимости). «Разноцветная улица»: приготовьте картонные дома разных цветов и размеров и «постройте» вместе с ребенком улицу, выкладывая картонные дома в ряд; при этом задавайте ребенку вопросы о цвете домов.
«Строитель»: постройте с ребенком домик из конструктора; при этом комментируйте свои действия («Сейчас мы поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу…»); задавайте ребенку вопросы типа «Что мы поставили сейчас, какого цвета кубик…?»; можно усложнить игру, построив целый город). |
 |
Мебель
|
Предварительная подготовка: показать ребенку кукольную мебель; определить, из чего она сделана; объяснить, для чего предназначена. |
Игры: «Один — много» «Назови ласково» «Спрячь мячик»: игра на обучение правильному употреблению предлогов «около», «на», «за», «под» (ребенок должен выполнить действия с мячом по указанию взрослого: «Положи мяч на стул, под стул…»). «Мастер»: ребенок по образцу взрослого строит из кубиков мебель для любимой игрушки; взрослый комментирует действия ребенка («Сейчас мы сделаем стул для куклы, мы будем строить стул из кирпичика и кубика… Какого цвета кубик?»). |
 |
Человек
|
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с частями тела; расскажите, для чего они нужны, что они делают (например: «Это глаза; они нужны для того, чтобы смотреть; глаза могут моргать, открываться, закрываться, жмуриться… «). |
Игры: «Один — много» (части тела) «Назови ласково» «Доктор»: (предложите ребенку поиграть в больного и доктора; сначала пусть доктором будет ребенок; пожалуйтесь доктору, что у вас болит голова \ нога \ рука; «врач» должен осмотреть больного и полечить его; затем «пациент» и «доктор» меняются ролями. «Два и две»: игра на обучение правильному употреблению числительных «два» и «две» (объясните ребенку перед зеркалом, что у него два глаза; затем предложите малышу подумать, чего у него еще два; пусть ребенок назовет эти части тела; исправьте ошибки ребенка, допущенные при подборе слов). |
 |
Домашние животные
|
Предварительная подготовка: взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек; описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет; затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу (например: «Какого цвета шерсть у этой собачки, покажи ее хвостик, где собачка живет?»). |
Игры: «Один — много» «Собери фигуру» (конура: квадрат, треугольник и кружок) «Помоги маме найти своих детенышей»: ребенку показывают изображение взрослого животного, и просят помочь найти ему своих детенышей; («Собачка плачет — она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их.»); ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки). «Назови ласково» «Кто где спрятался»: игра на обучение правильному употреблению предлогов (взрослый прячет игрушечное животное под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает вопрос: «Куда спряталась игрушка?» (под стол) «Правильно, собачка под столом»). «Кто как кричит»: взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч. «Кто чем питается»: показать ребенку картинку с изображением животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать. |
 |
Домашние птицы
|
 |
Дикие животные
|
Темы прорабатываются аналогично теме «Домашние животные». |
 |
Насекомые
|
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с насекомыми; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у насекомого крылья, где лапки, где усики. |
Игры: «Один — много» «Разрезные картинки»
«Кто улетел» (игра по принципу «Что убрали»). |
 |
Птицы
|
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с птицами; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у птиц крылья, где лапки, где клюв. |
Игры: «Один — много» «Собери фигуру» (голубятня: квадрат и треугольник)
«Кто улетел» (игра по принципу «Что убрали»). |
 |
Транспорт
|
Предварительная подготовка: ознакомить ребенка с отличиями между легковыми и грузовыми машинами, объяснить для чего они нужны; описать их цвет и форму; уточнить названия частей машины. |
Игры: «Один — много» «Чудесный мешочек» (1 вариант)
«Где сейчас машина»: игра на тренировку предлогов («Стоит у гаража, едет по дороге, стоит под деревом…»).
«Собери фигуру» (грузовик: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат). |
|