Советы по воспитанию детей для их жизненной успешности
Дата: 24.11.2015
Успешность каждого конкретного индивида в жизни далеко не случайна, а имеет под собой совершенно определенные психологические составляющие. Карьерная направленность человека и его «успешные» качества личности и черты характера закладываются в глубоком детстве родителями. Поэтому таким важным и всегда актуальным является момент воспитания.
Одна из самых известных концепций жизненного пути человека принадлежит знаменитому американскому психологу Эрику Эриксону. Э.Эриксон полагал, что в процессе своего развития человек неизбежно проходит через ряд кризисов, которые при правильном их разрешении формируют его идентичность, то есть способность быть самим собой, формируют успешность его карьеры (в смысле профессионального и личностного роста). До полностью самостоятельного осознанного возраста (до 11 лет) ребенка воспитывают родители. Что же необходимо предпринимать родителям в каждой точке прохождения ребенком кризиса?
Первая стадия. Период от рождения до 1 года
Это стадия доверия-недоверия. Чувство доверия к миру у ребенка сразу после рождения возникает в ответ на заботливое и любящее отношение к нему со стороны матери. Внутреннее доверие появляется у него при спокойном сне, легком кормлении, нормальной работе кишечника. Доверие и любовь к матери в последствии переносится на весь окружающий мир. Если кризис этой стадии разрешиться негативно, то во взрослом периоде жизни при конфликте с другими человек закрывается, уходит в себя. Кризис приводит к формированию у человека пессимизма, появлению инфантильных страхов вроде «быть оставленным голодным» или просто «быть оставленным». Может развиться «оральная жадность» и «оральный садизм» — непреодолимая потребность брать, хватать, добывать что-либо любым путем.
Задача родителей на данном этапе заботой и любовью, обеспечением удовлетворения всех потребностей ребенка наиболее комфортным образом, сформировав доверие к миру, которое повлечет за собой не только веру в окружающих взрослых, но и доверие к самому себе, в свои способности, умение справляться с собственными побуждениями.
Вторая стадия. 1-3 года
Уверенность в себе, личностная автономия – неуверенность в себе, стыд и зависимость от других. В этом возрасте ребенку нравятся процедуры, связанные с опорожнением кишечника и мочевого пузыря. Он готов делать это, как только ему этого захочется. Но взрослые требуют от него опрятности и контроля за своими побуждениями и действиями. Если ребенок обретет чувство самоконтроля, у него сформируется положительная самооценка и чувство доброжелательности – появится личностная автономия, самостоятельность и уверенность в себе. Положительные переживания не должны быть поколеблены родителями, когда ребенок захочет проявить самостоятельность и сделать личный выбор в достижении чего-либо, родители должны его поддержать, и, если потребуется, прийти на помощь. Если же ребенок нарушит требования взрослых быть опрятным, то он испытает чувство стыда и неуверенности в себе. Если родители слишком много его критикуют и стыдят — у малыша формируются не столько правильные навыки поведения, сколько желание убраться долой с их глаз, чтобы взрослые его не видели и не унижали выговорами и упреками. Впоследствии такой тип отношения перенесется на всех авторитетных лиц и отразится в успешности и карьере.
Третья стадия. 3-6 года.
Инициатива-вина. Это период жадного освоения мира ребенком. Он быстро учится и устанавливает контакты, проявляя при этом инициативу и настойчивость. Вместе с тем ребенок начинает стремиться занять место рядом с родителем противоположного пола. Пробуждается желание скорее стать взрослым. На этом этапе впервые стает вопрос «построения карьеры». Мальчики делают акцент на развитии своих физических и умственных способностей, а девочки – на превращении себя в обольстительных особ.
Если в это время родители подавляют инициативу и активность ребенка, то у него развивается комплекс вины и тревожность, что в последствии выливается как пассивность личности, что для будущей карьеры, разумеется, не очень хорошо. Положительный вклад этой стадии – освобождение детской творческой инициативы. Поддерживать убежденность ребенка в том, что «Я есть то, чем я могу себя вообразить».
Четвертая стадия. 6-11 лет
Трудолюбие-комплекс неполноценности. На этой стадии развивается чувство созидания. Ребенок испытывает сильнейшую потребность в творчестве, любит помечтать, поиграть в одиночестве. Он учится завоевывать признание посредством производства разных вещей и предметов. Если процесс творчества протекает успешно, у ребенка развивается чувство собственной значимости. А осознание неумелости и некомпетентности в этом возрасте порождают чувство неполноценности. Грамотный и тактичный родитель-наставник должен помочь ребенку преодолеть эти затруднения и раскрыть его потенциальные способности.
При неразрешенном кризисе у ребенка появляется чувство безнадежности и собственной неумелости. В результате в будущем он будет избегать сложных ситуаций и ситуаций соревнования, не сумеет постоять за себя. Отсутствие смелости и умения рисковать – вот негативные черты характера, которые родители могут привить ребенку в этом возрасте. Положительный вклад этой стадии в развитие человека — в становлении убеждения – «Я есть то, что я могу научиться делать».
Теория Э.Эриксона хорошо показывает природные побуждения и потребности человека в разных возрастных периодах. Эти потребности направлены на успешность человека, которая проявляется во всей его последующей жизни. Задача родителей – их поддержать, тем самым помочь формированию личности. Личности с большой буквы. Не эта ли основная задача родителей?